Сложно – значит неэффективно
Эксперты от деловых кругов на заседании в Торгово-промышленной палате Российской Федерации 11 февраля рассмотрели предложенные Министерством природных ресурсов поправки в законодательство, касающееся введения отчетности и экологического сбора для компаний, занимающихся импортом продукции.
Несмотря на сохранение действующего порядка уплаты экологического сбора до 1 января 2028 года, новая процедура взимания экосборов и предоставления отчетов продолжает вызывать серьезные опасения среди представителей бизнеса. Это единственная положительная поправка, скорректированная Минприроды в проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“и в статью 7 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”», подчеркнул Юрий Киселев, руководитель проекта внешнеэкономической деятельности компании «Фармстандарт».
Ранее предполагалось, что уже с 1 января 2026 года импортеры будут подавать отчетность о массе товара и упаковки и платить экологический сбор до дня выпуска декларации. Неисполнение этой нормы не являлось основанием для таможни задерживать выпуск, однако могло стать основанием для возбуждения дела об административном правонарушении о несвоевременной подаче отчетности и уплаты экосбора.
Основные трудности, с которыми столкнутся импортеры, связаны главным образом с упаковочными материалами. Исключений относительно классификации упаковки не предусмотрено. Компании будут вынуждены проводить идентификацию каждого типа упаковки, что затруднительно ввиду особенностей конкретных товаров.
Ярким примером служит ситуация с медикаментами. Здесь упаковка представляет собой комбинацию разных материалов: наружная коробка, покрытая полиэтиленовой пленкой, внутренняя картонная оболочка, содержащая инструкцию и блистерную упаковку (специальная форма, предназначенная для хранения отдельных изделий). Такая структура подразумевает использование сразу четырех различных кодов ТН ВЭД. Это создает необходимость вскрывать каждый поступивший груз для точного измерения веса каждой отдельной части упаковки, что ведет к риску повреждения товаров или потери ими первоначального внешнего вида. Особенно остро эта проблема проявляется применительно к фармацевтическим препаратам, поскольку подобные манипуляции практически невозможны без нарушения их целостности.
«Я никогда даже не слышал, что кто-то должен отчитываться о весе фольги на упаковке. Думаю, любой поставщик которому задашь вопрос: сколько весят блистер или фольга, не ответит, а если и ответит, то вряд ли это может быть достоверная информация», – отметил Юрий Киселев.
Представляется, что все эти проблемы приведут к увеличению административной нагрузки на бизнес и росту финансовых затрат (помимо ставок самого экосбора). Кроме того, импортерам грозят штрафные санкции, размер которых неадекватно высокий. По статье 8.41.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за «неуплату в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров» размер штрафа составляет не менее 500 тыс. рублей.
Юрий Киселев представил свои предложения, которые позволят решить вышеуказанные проблемы.
Прежде всего, необходимо упростить расчет экосбора, то есть чтобы он взимался по единой ставке. Также предлагается сделать исключение для потребительской упаковки. Кроме того, бизнесу непонятно, почему разделены подача отчетности и расчет экосбора. Хотелось бы иметь возможность сразу его рассчитать и уплатить.
Следующее предложение – внести изменения в статью 8.41.1 КоАП России, предусмотрев санкции по аналогии со статьей 19.7.13 «Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров».
Предлагается также автоматизировать процесс расчета, выставления счета, проверки корректности оплаты экосбора на основании сведений из деклараций о товарах, которые получает Росприроднадзор от Федеральной таможенной службы. Росприроднадзор мог бы самостоятельно рассчитывать экосбор и выставлять платежные поручения по аналогии с работой Федеральной налоговой службы.
«В ДТ есть информация о нетто-брутто, коде товара и реквизиты получателя, – пояснил спикер. – Соответственно, они легко могут рассчитать разницу нетто-брутто, если мы говорим про упаковку, и по реквизитам получателя просто выставлять счета по уплате экологического сбора, как налоговые уведомления, которые рассылает ФНС. И то же самое с товаром, если он попадает под экосбор», - предложил Юрий Киселев
Наконец, следует предусмотреть возможность по выбору лица подавать отчет о массе товаров и упаковки и проводить расчет экологического сбора по весу брутто товаров, указанных в декларации, по аналогии с возможностью декларировать товары с разными кодами ТН ВЭД одним кодом с максимальной ставкой пошлины.
Все перечисленные предложения 22 декабря Ассоциацией фармпроизводителей ЕАЭС направила письмом в Минприроды, проинформировал эксперт и обратился с просьбой, чтобы и Совет ТПП России их поддержал.
Свой комментарий подготовленного Минприроды проекта представила исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева. Ее замечания касались в том числе поправок в постановление Правительства РФ от 01.06.2024 № 750 «О проведении эксперимента в отношении отдельных групп товаров, в том числе товаров в упаковке», а также в постановления о формах отчетности. Она считает, что есть позитивные изменения, например, исправлены некоторые недочеты и противоречия. Однако исправления внесены не во все документы, и осталось достаточно много норм, противоречащих друг другу.
«Так, внесены изменения в постановление № 750 о сроке окончания эксперимента, он сдвинут на 1 января 2028 года, но не изменен срок, в течение которого мы должны выполнять дополнительные требования, – по 1 сентября 2025 года, поэтому по факту эксперимент не возобновлен», – отметила эксперт.
Она подчеркнула, что законопроект нуждается в доработке: рассматривать поправки надо в совокупности и править соответствующие нормы одновременно во всех документах. По сути речь идет о том, что госорганы придумали такой сложный порядок уплаты экосбора, что сами не в состоянии его администрировать.
Надежда Чурмеева также озвучила ряд предложений. Так, в проекте срок подачи отчетности изменен: вместо «до дня выпуска для внутреннего потребления» вводится формулировка «не позднее 90 дней».
«Мы это изменение, безусловно, приветствуем, это упростит и уменьшит нагрузку на импортеров. Но есть момент, который должен быть доработан. В нашем понимании это означает, что импортер должен иметь право подавать консолидированную отчетность, то есть он не должен будет через 90 дней подать отчетность на каждую поставку, – отметила она. – И это изменение должно найти отражение в документах о формах отчетности, в том числе в отчетности о массе важно исключить требование об указании даты ввоза. Также в рамках 90 дней надо дать импортеру возможность самому определить отчетный период, главное, чтобы не нарушались сроки подачи отчетности».
По итогам дискуссии ТПП РФ подготовит предложения и направит в Минприроды России для обсуждения на заседаниях рабочей группы.