ФТС России и Евразийская экономическая комиссия подготовили предложения по изменению порядка пересчета цены товара
По нашей просьбе партнер, руководитель практики таможенного права и ВЭД Юридическая компания Taxology Инна Елисанова прокомментировала предложенные ФТС России и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) варианты пересчета цены товара (курса валют) при определениитаможенной стоимости.
Согласно действующему порядку, цена товара, указанная в валюте счета (инвойса), пересчитывается в валюту государства-члена ЕАЭС по курсу на день регистрации ДТ (п. 23 Решения Коллегии ЕЭК от 16.10.2018 № 160). Такой порядок обеспечивает возможность объективного сравнения цен на товары за любой период, поскольку приводит любую валюту инвойса к единому знаменателю – курсу ЦБ на дату регистрации ДТ, вне зависимости от даты оплаты.
ФТС России и ЕЭК предлагают урегулировать ситуацию, когда инвойс до подачи ДТ оплачен в валюте государства-члена ЕАЭС, в котором декларируются товары. По мнению регулятора, в таком случае пересчет цены на дату регистрации ДТ нецелесообразен.
Суть предложений сводится к следующему: если инвойс оплачен до подачи ДТ в валюте государства-члена ЕАЭС, в котором декларируются товары, цена товара не должна пересчитываться по курсу на дату регистрации ДТ. Вместо этого в ДТС указывается цена, фактически уплаченная в соответствующей валюте.
Однако реализация указанных предложений может привести к негативным последствиям как для участника ВЭД, так и для самих таможенных органов, поскольку:
- Такая нормотворческая инициатива идет в разрез с положениями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Как следует из п. 2 «а» ст. VII ГАТТ, под действительной стоимостью, которая должна быть использована в таможенных целях, подразумевается цена продажи товара (т.е. предложения продавца). Понятие «цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате», изначально рассматривалось законодателем как единый термин, описывающий одну категорию – цену товаров, установленную продавцом (цену продажи), которая на момент ввоза может быть уже как оплачена, так и не оплачена. Для понятия ЦФУ – факт оплаты не имеет значения. Поэтому использование цены оплаты товара идет в разрез с основополагающими принципами определения таможенной стоимости.
- Применение курса валют на дату оплаты товаров может рассматриваться как несоответствие п. 2 ст. 9 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, согласно которому используется обменный курс, действующий на дату экспорта или дату импорта, т.е. как это предусмотрено текущим регулированием – на дату регистрации ДТ.
- Также в предложениях не учтено, что внешнеторговым контрактом может быть предусмотрена так называемая «валютная оговорка» – право сторон договора установить собственный курс пересчета цены товаров при их оплате. В случае оплаты товаров до подачи ДТ «по курсу в рамках валютной оговорки», а не по установленному на дату курсу ЦБ РФ, декларант укажет в ДТС уплаченную цену, которая может быть как существенно меньше, так и больше, чем если бы цена сделки была пересчитана по общим (действующим в настоящий момент) правилам.
- Изменения значительно усложняют контроль таможенной стоимости – прежде чем сравнить цены товаров, таможенному органу необходимо будет исследовать валюту оплаты, валюту инвойса, наличие во внешнеторговом контракте валютных оговорок и прочие условия. В противном случае такое сравнение нельзя считать справедливым: у одних декларантов за цену товаров принимается фактический платеж (сумма оплаты, которая может контролироваться сторонами сделки посредством установления фиксированного курса пересчета валюты), а у других – цена, установленная в инвойсе продавца и пересчитанная по общим правилам. С учетом серьезной девиации курса валют такая разница может быть существенной.
- Предложения оставляют неурегулированными обратные ситуации: когда в инвойсе указана валюта государства-члена ЕАЭС (например, в рублях), а оплата производится в валюте третьих государств (например, в долларах, юанях и пр.).
В условиях, когда подходы к определению таможенной стоимости до сих пор остаются крайне спорными даже при реализации их базовых принципов, порождают сотни споров между таможенными органами и участниками ВЭД, несмотря на применение уже устоявшегося правового регулирования, введение, по сути, новой категории «цена оплаты» привнесет еще большую напряжённость. Предлагаемые изменения создадут правовую неопределенность, которая на текущий момент не возникает, так как действующие положения таможенного законодательства в части курса валют качественно регулируют любые ситуации в ходе реализации внешнеторговой сделки.