В ЕЭК обсудили реализацию пилотного проекта по применению электронных транспортных накладных
Условия реализации в ЕАЭС пилотного проекта по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR обсудили представители стран «пятерки» 22 сентября на заседании профильной рабочей группы под председательством директора Департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Рустана Дженалинова.
Переход на цифровые технологии снижает издержки в отрасли и повышает эффективность бизнеса, который занимается международными грузоперевозками. Эксперимент должен продемонстрировать практическую возможность осуществления «безбумажных» грузовых перевозок для всех пяти стран ЕАЭС. В его основе лежит опыт, полученный в ходе аналогичного пилотного проекта между Россией и Белоруссией.
В ходе встречи достигнута договоренность считать основным формат международной транспортной накладной e-CMR на основе стандарта СЕФАКТ ООН D22A (UN/CEFACT – D22A). Именно он применялся в рамках пилотного проекта между Россией и Белоруссией в 2021-2023 годах.
Рабочая группа согласовала четыре базовых сценария взаимодействия между участниками грузовых перевозок. В первом грузоотправитель и перевозчик находятся в стране А, грузополучатель в стране В. Во втором сценарии грузоотправитель в стране А, перевозчик и грузополучатель в стране В. Для третьего грузоотправитель и перевозчик в стране А, транзит через государство В, грузополучатель в стране С. В последнем грузоотправитель находится в стране А, транзит через государство В, перевозчик и грузополучатель в стране С. В дальнейшем перечень сценариев может быть расширен.
Важная составляющая всего проекта – информационный обмен между операторами электронного документооборота и доверенной третьей стороной. В частности, это способ признания иностранной электронной цифровой подписи в странах Союза и порядок информационного взаимодействия при трансграничном документообороте, которые также определены сторонами.
Е-CMR – это электронная международная транспортная накладная, которая является подтверждением трёхстороннего договора между отправителем, перевозчиком и получателем груза на условиях Международной конвенции CMR (КДПГ).
Пилотный проект обеспечит отработку технологии трансграничного обмена юридически значимыми электронными документами между субъектами различных государств с использованием механизмов цифровой подписи и «доверенной третьей стороны». Эксперимент будет способствовать ускоренному получению и проверке транспортных документов, снижению издержек при осуществлении транспортно-логистических и контрольно-надзорных процедур.
Очередное заседание рабочей группы планируется провести в декабре 2025 года.
ЕЭК